Главная Новости

Рустам Рамазанов: «Не нужно бояться, и не нужны никакие связи, если ты умеешь делать что-то классное и ты в тренде…» enginrussia

Опубликовано: 08.10.2018

Рустам Рамазанов: «Не нужно бояться, и не нужны никакие связи, если ты умеешь делать что-то классное и ты в тренде…»

Наталья Кириллова : Рустам. Я пригласила специально Вас на эту дискуссию, потому что знаем друг друга хорошо. Мало того, что Рустам является директором регионального центра инжиниринга в сфере химических технологий, у него еще свой достаточно серьезный бизнес в биотехнологиях. У тебя очень много направлений, связанных с инвестиционными технологиями. Ты сейчас собираешь по всей России, как я знаю, какие-то лучшие практики, какие-то технологии, и хочешь это в какой-то проект собрать. Получается ли? Что не получается? И расскажи немного об успехах и о каких-то проблемах, которые я записываю себе. Спасибо.

Рустам Рамазанов :(генеральный директор ООО «Эс Эм Ай Капитал», г. Казань): Мы развиваемся как фонд, небольшой, очень маленький частный фонд. Вот такую форму мы выбрали. Основной фокус у нас — биотехнология. И в биотехнологии, поскольку это очень большая тоже область, есть фокус — агробиотехнология, в первую очередь, это хайтек, т. е. мы не рассматриваем проекты, которые связаны с добычей какого-то там чистого навоза или еще чего-то такого. Такой чистый хайтек, рекомендантные штаммы, лаборатории, современные производства. Почему сфокусировались именно на этом? Потому что 5 лет назад я увидел, хотя у меня был фокус в другом направлении — нефте-сервис, я увидел, что в мире происходит такая тихая революция. Она у нас незаметна совсем, поскольку у нас тут свои проблемы, а в мире в части агротехнологий химия уходит и заменяется биотехнологиями.

Наталья Кириллова : Т. е. это тренд, технологический тренд, который ты увидел.

Рустам Рамазанов : Даже увидеть это стоит дорого, недешево, многие журналы стоят… Вот сейчас я подписку оформляю на несколько журналов, порядка 25–30 тысяч долларов только ушло на годовую подписку, это совсем не дешевая информация.

Наталья Кириллова : Т. е. Вы читаете со всего мира журналы по этой теме? Тематические какие-то или вообще?

Рустам Рамазанов : Да, конечно, мировые. Ну, допустим, «Агро». И с другой стороны, есть в России предпосылки… В Советском Союзе биотехнологии были одной из мощных составляющих научных, было очень много научно-исследовательских институтов, не любая страна могла позволить себе такое количество институтов по разным узким направлениям. У нас в стране Вы можете найти институт риса, институт сои, и везде будут присутствовать биотехнологии. Это все на сегодняшний день демонтировано практически, оно уничтожено, к сожалению, однако остались люди, которые все так или иначе в преклонном возрасте уже, к сожалению, но они все носители каких-то знаний. И эти знания еще пока актуальны. Потому что советская экономика шла немного вперед, западный мир развивается больше, исходя из инвестиционной составляющей, финансовой отдачи. И вот сейчас там это стало выгодно, и активно инвестируют уже в биотехнологии несколько десятилетий — 20 лет. А наш задел потихонечку уходит в небытие. Вот мы ее изначально начали собирать эти знания у этих людей и формировать некий пул биотехнологических проектов. И потом это все вылилось в правильную матрицу, исходя уже из рыночных позиций, поддерживающих друг друга, и таким образом мы движемся. Мы находимся в Казани, но абсолютно точно мы развиваемся только в рамках федерального видения.

Наталья Кириллова : Я знаю, что ты летаешь по всей России, можно сказать, собираешь и там, и там, и там, по крупицам очень ценную информацию, чтобы объединить ее в какой-то проект. Скажи, пожалуйста, с какими сложностями все-таки приходится сталкиваться, получается все-такикакой-то проект сейчас собрать в эту матрицу, потому что есть еще эти знания, которые, слава Богу, сейчас еще где-то есть, но их очень трудно выявлять и собирать, и вот ты это делаешь, ты этим занимаешься. Это фактор, который может привести к успеху, компетентность знаний, а в чем же самая большая сложность, которую ты видишь? Удастся ли выстроить компанию, которая сможет выйти на мировой рынок?

Рустам Рамазанов : Я просто подведу черту. Успех… Успех — это понимание тренда, информация, это хорошая команда. 90% любого проекта — это опытная команда. Опыта нет — это риски. Ну и финансовая часть тоже немаловажна, потому что когда ты можешь купить завод или построить его, это дорогого стоит. Ты создаешь инфраструктуру, в тебя верят люди. Если у тебя есть деньги или ты умеешь привлекать деньги, то это тоже большая составляющая успеха. А проблем в этой области очень много. Если говорить про чисто российские проблемы, то какой бы ты бизнес не начинал, какой бы рынок не видел, то он всегда у нас очень маленький. Это называется так — мы нащупали дно, а оказывается, что мы в ящике, вся мировая экономика падает, съеживается рынок, потребление падает, а еще у нас свой собственный рынок очень маленький. И он не растет и не будет расти, объективно это сейчас во всем мире так…

Наталья Кириллова : Вообще не будет расти? У тебя информации много, скажи — будет расти или не будет расти?

Рустам Рамазанов : Я сейчас свое мнение выражать буду. Четвертая, пятая технологические платформы, как их называют (понятный для всех термин, я думаю) — эти рынки падают. Потребление автомобилей, потребление одежды и т. д. — все это съеживается. Рынки растущие — это все-таки новые технологические платформы, пятая — это IT, биотехнологии, робототехника, там, где есть промышленность, и там, где это может дать новую эффективность, эти рынки растут, у нас немного медленнее это происходит. Кстати, вот еще проблема — маленькие рынки, почему? Мало того, что потребительские рынки съеживаются, потому что люди стали зарабатывать меньше, у нас еще промышленности нет. Отсюда и науки у нас нет. Потому что все это взаимосвязано. И это вот так вот накапливается. Отсюда и денег нет. Потому что не во что вкладывать практически. И найти для себя область, где бы что-то росло, а еще суметь там что-то сделать, на таком маленьком рынке, где еще надо суметь привлечь деньги, которые позволять себе развиваться, вот в этом, пожалуй, сложность России. Много всего я сказал, но это все здесь в комплексе, т. е. нет какой-то одной проблемы. Топ-10 я назвал.

Наталья Кириллова : Последний вопрос — видишь ли ты возможность превратить компанию, которую ты собираешь сейчас по крупицам в глобальную международную компанию, и есть ли это, действительно, то, что позволит прийти к успеху? Наш рынок маленький, ты говоришь, и, видимо, не имеет смысла что-то серьезное начинать, если ты не выходишь на международный рынок, на других потребителей?

Рустам Рамазанов : Да, тут все зависит от амбиций. На самом деле у нас рынок есть, он маленький, относительно маленький. И если вы не можете создать конкурентные преимущества для формирования международного бизнеса, то, соответственно, максимум, что вы можете, это занять свой рынок, потому что локальные преимущества у Вас всегда есть перед международными, но рано или поздно придут большие корпорации, они, конечно, рынок заберут, и Вам нужно будет уметь вовремя продаться. Вот такая вот стратегия. Если Вы понимаете, что Вы можете создать на международных рынках какие-то преимущества, а это, действительно, возможно в таких областях, как IT, биотехнологии, потому что в принципе эти области, они совершенно другие, т. е. это не какой-то большой завод. Меня постоянно спрашивают — есть ли тут экспортный потенциал? Я говорю — это смотря, что Вы имеете в виду, т. е. вряд ли я буду производить какие-то генномодифицированные штаммы у себя на фабрике или заводе, а потом возить их в Европу, конечно, нет. Скорее всего, я буду экспортировать знания, потому что у нас сегодня уже 4 лаборатории — 2 есть, а 2 еще строят, они в разных частях. Они созданы под команды, под источник компетенций людей, и даже площадки производственные у нас тоже 3, они разные, они маленькие, т. е. это такой, больше сетевой бизнес, там, где дешевле всего и удобнее всего получить знания, создать свои технологии, а вот продавать можно там, где это дороже и лучше рынок.

Наталья Кириллова : Т. е. создавать свои рынки?

Рустам Рамазанов : Да.

rss